«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».

Узнаете Манилова из «Мертвых душ»? Все его претензии на культуру и образованность махом перечеркивает такая маленькая деталь, как книга с закладкой на одной и той же странице.

Да, сегодня в центре нашего внимания — детали. И у кого, как не у Николая Васильевича — признанного мастера художественной детализации, этому поучиться.

Зачем в тексте нужны детали?
Представьте. Вы надели элегантное черное платье и лаковые лодочки на шпильке. Соорудили на голове некое подобие Эйфелевой башни. Нарисовали стрелки а-ля Одри. Подошли к зеркалу… Красиво, но скучновато. Чего-то не хватает. Эврика! Где мои перламутровые бусики?

С текстом то же самое. Детали делают его ярче и привлекательнее.
С одним большим НО. Когда эти детали к месту. Повесь мы на шею златую цепь в три пальца толщиной да в уХи серьги со всего уральского малахита — все старания к черту!

А какие именно детали уместны в тексте?
Те, что помогают раскрыть замысел, подчеркнуть обстоятельства, создать образ героя. Но ни в коем случае не отвлекают от главной мысли. Лишние подробности могут просто напросто утопить ее в океане мутной воды.

И здесь в нашу компанию с Гоголем зову еще и Чехова, который тоже ратовал за корректное использование деталей. «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то оно должно выстрелить».
То есть каждая деталь должна быть говорящей, играть какую-то роль.

Приведу два примера.

  • В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». (Гоголь описывает жилище Манилова)
  •  По дороге на смотровую площадку мы зашли перекусить в придорожное кафе. Там стояло несколько пластиковых столов и стульев. А в углу — старое кресло. Точно такое же кресло было у меня, когда я жила в родительском доме. Неудобное, с деревянными подлокотниками. Обычно я подставляла его к столу, клала на него подушку или две и садилась делать уроки. Так было хотя бы удобней, потому что без них кресло было низковато. (Девушка рекламирует экскурсионный маршрут)

Понимаете, о чем речь? Гоголь дает описание деталей интерьера, чтобы у нас сформировался образ героя.
А моя студентка вводит деталь, которая интересна только ей и никак не работает на замысел текста.

Сколько деталей может быть в тексте?
Никаких норм нет. Столько, сколько нужно. Может быть всего одна, но очень весомая, вокруг которой строится весь текст. А может быть несколько и все разного вида. Ведь детали бывают портретные, языковые, пейзажные, интерьерные, предметные (книжка Манилова), психологические. В тех же «Мертвых душах» Гоголь рисовал образ каждого героя при помощи деталей внешности, языка, характера, предметов интерьера. И все они выполняли одну задачу.

ЗАДАНИЕ

Тема на выбор: Бизнес / хобби /

Берем еще один пазл из нашего панно.
Сегодня это будет персонаж. Ваш партнер, клиент, единомышленник, близкий или  просто случайный человек.
Расскажите какой-то случай, связанный с этим героем.
Определите, что именно вы хотите донести до читателя. Какова главная мысль вашего текста.
Задействуйте 2-3 разных вида детали для раскрытия главной мысли и образа героя, но обязательно используйте какую-то  портретную деталь.
Объем текста прежний: 3-5 абзацев по 3-6 предложений.
Не забывайте проверять на пригодность каждое оценочное прилагательное.