
Ловите и убивайте их!
Не пугайтесь и не сочтите меня за террористку. Это не я призываю браться за оружие, а Марк Твен — американский писатель-реалист, мастер сатиры и юмора. Но в данном случае он не шутит, только оружие у него вполне мирное — карандаш. Речь идет об «убийстве» прилагательных, которые писатель, мягко говоря, недолюбливал. Считал, что в большом количестве они ослабляют прозу, поэтому и призывал беспощадно вычеркивать.
Однако совсем без этой части речи мы обойтись не сможем. Попробуйте убрать из любого текста все прилагательные. Что получится? Сухарь сухарем. И потом, прилагательное прилагательному рознь.
Лично у меня вообще никаких претензий к относительным и притяжательным.
Кто забыл, это те, что обозначают либо постоянный признак — золотое кольцо, либо принадлежность кому-то — мамино кольцо.
А вот к качественным (или оценочным) прилагательным вопросы возникают. Вернее, к авторам, что без оглядки используют их в текстах. Хороший, плохой, маленький, большой, красивый, ужасный, веселый, грустный, уникальный, эффективный. Все эти слова настолько распространены,
что уже не несут в себе особого смысла. Мы их вроде бы читаем, но не видим.
Красивая девушка, уникальный курс, большой особняк. Не просто заезженные сочетания, а настоящие штампы. И что за ними стоит? Какую картинку вы видите, когда это читаете? То-то и оно.
Знаете, как еще называют эти прилагательные? «Ленивые». Потому что с ними удобно — не надо напрягать извилины, придумывать какие-то интересные сравнения, искать образы, вдаваться в конкретику. Они сами собой возникают на странице, как только мы беремся описывать существительное.
А теперь на простых примерах посмотрите, как, заменяя прилагательное развернутой конструкцией, мы оживляем описание, даем читателю конкретику, рисуем эту самую картинку:
Чувствуете разницу?
ЗАДАНИЕ