Перейти к содержимому

«Жить в твоей голове»

В моем новогоднем мини-курсе «Новогодник. Волшебные письма», где я делюсь некоторыми неочевидными секретами сторителлинга, одна из историй написана от первого лица.
На днях девушка напомнила мне про этот момент вопросом в мессенджере:
«А разве можно писать историю героя от лица самого героя?»
Ответ на самом деле прост и однозначен: и можно и нужно.
Рассказываю почему.
Чем хорошая история отличается от просто хорошего, например, информационного текста? Информация констатирует факты. История вызывает эмоции. Что важней?
Ученые уже и не спорят: именно эмоции дают толчок нашим действиям, подключая разум. Эмоции заставляют нас делать выбор, принимать решение, устанавливать приоритеты.

Сравните:
1. На традиционную утреннюю пробежку с мэром вокруг городского пруда вышли почти сто человек. С каждым разом участников становится все больше.
(
Из новостей Екатеринбурга)
2. Наконец-то, свершилось! Я решился на это после нескольких месяцев раздумий. Сегодня первый раз вышел на пробежку с мэром. Через двести метров почувствовал себя беспомощным мешком с дерьмом, но сдаться было бы не достойно мужика. Короче, я добежал, дополз. На финише рухнул на газон и отдышался только минут через двадцать. Но, ребята, я сделал это! И это круто. Когда ты не один, когда тебя поддерживают, не дают слиться. Наш мэр крут, что ни говори. Повторю ли я эксперимент? Вообще не вопрос. Да! И держись, моя стокилограммовая свиная тушка!
(С форума портала новостей)

Нет смысла спрашивать, какое из сообщений позволяет почувствовать, среагировать на событие и отыскать в нем смысл. Мы ловим эмоции главного героя. Заряжаемся ими, примеряем его шкуру на себя. И это, заметьте, просто восторженный отзыв участника о событии.

А если подойти к вопросу со знанием дела, можно ненавязчиво и надежно поселиться в голове читателя, заставив его поверить, что главный герой — это он и есть. Ну разве не это с нами происходит, когда мы плачем и смеемся вместе с героями какой-нибудь увлекательной книги?
И неважно, от какого лица она написана. Все дело в мастерстве. Одно из преимуществ повествования от первого лица — читателю не нужно гадать, чьи мысли вы пытаетесь ему передать.

Казалось бы, чего проще. Пиши, что думаешь и знаешь, читатель поймет, прочувствует, оценит. Это может быть хорошим ходом для коротких историй, не требующих какого-то разностороннего подхода, объективной оценки. Потому что любая история из уст героя — субъективна.

В деловом сторителлинге, кстати, именно такая подача работает на ура. На этой технологии строится продвижение личного бренда. А вот с развернутыми историями, которые ложатся в основу книги, куда сложнее. Тут надо быть настоящим профи и очень тонко чувствовать многие вещи. Вот почему некоторые даже очень известные книги, написанные от первого лица, скучны до невозможности. Есть ряд отличий в том, как поселить героя в голове читателя, ведя рассказ от первого либо третьего лица.

Резюме: История может быть написана и от первого и от третьего лица. Главная задача — сделать ее интересной, интригующей.

Кстати, в вышеупомянутой истории из спецпроекта «Новогодник. Волшебные письма» в качестве интриги я применила иносказательный образ героя. До последних строк не было понятно, кто на самом деле рассказывает нам историю. Вы же тоже любите неожиданные финалы?

Пять коротких историй, пять психологических и пять писательских приемов в ежегодном спецпроекте «Новогодник. Волшебные письма» могут стать вашими уже сейчас. И по чисто символической стоимости: 2025 р. — дань уходящему году.
Вы знаете, с кем поделиться ツ

Здесь анонсы новых публикаций

Ещё из этой рубрики