
Вот вы удивились-то сейчас! И чего это вдруг из плеяды великих писателей я выбрала автора «Трех толстяков», который оставил нам не очень большое литературное наследие. Да, но зато какое!
Юрий Олеша — волшебник, сказочник и признанный Король метафоры.
И заметьте, коронован он был в 20-е годы прошлого столетия, когда гениев всех мастей народилось пруд пруди. У него было удивительное видение мира, и он совершенно не переносил языковых штампов даже в разговорной речи. Говорят, изъяснялся исключительно притчами.
И читатели, глядя на мир глазами Олеши, тоже становились волшебниками, обретая способность видеть и «мускулистый ветер», и «раскрытый рояль, похожий на фрак», а в облаке, повисшем над городом, — «очертания Южной Америки».
Метафора — это иносказание на основе ассоциаций. Когда вы пишете о чем-то не прямым текстом, а через некий образ по аналогии. Вы можете хмыкнуть: зачем нам метафоры, они хороши лишь для художественной литературы. Не спешите с таким утверждением. Метафорам есть место в любом тексте. А уж в рекламе без них вообще никуда.
Помните? И это все метафоры.
В рекламных текстах они помогают взбудоражить сонный мозг потребителя и в особо удачных случаях намертво впечатываются в память. Именно метафоры зачастую делают бренд или продукт узнаваемым.
А еще метафора — отличный способ оживить скучноватый текст. Кстати,
в случае замены оценочных прилагательных и наречий (хорошо, быстро, весело) метафора может стать наилучшим вариантом.
Большой особняк / каменный исполин
Красивые глаза / два жгучих уголька
Быстро бежать / лететь стрелой
Только не путайте метафору и прямое сравнение, когда используются союзы: как, будто, словно.
Бежал быстро, как олень — это сравнение.
Летел стрелой — метафора.
И еще один важный момент. Метафора должна быть понятной.
Юрий Олеша считал, что придумывать метафоры надо только такие, которые мог бы придумать сам читатель. То есть узнаваемость должна быть мгновенной, чтобы читатель не гадал на кофейной гуще: что же вы имели в виду, уважаемый?
Вот посмотрите, одна из известных метафор Олеши из романа "Зависть":
«Он взял флакон, щебетнула стеклянная пробка».
И всё. Больше уже ничего не нужно. Мы тут же слышим звук открытия флакона, который напоминает щебет птицы.
Метафоры бывают простыми, когда в текст вводятся единичные образы. И развернутыми, когда весь текст написан в таком ключе. Русские народные сказки — прекрасный пример развернутой метафоры. А вот сейчас вы удивитесь еще больше, чем в начале. Потому что сегодня я предложу вам написать...сказку.
ЗАДАНИЕ
Тема: Бизнес / личная жизнь
__________________________