Урок 15. Как писать о путешествиях
Все мы любим делиться фоточками из путешествий. Как только нога ступает на территорию аэропорта,
в сториз тотчас летят кадры пухлых рюкзаков и чемоданов. Селфи в анфас и профиль. А на видео из окна зоны ожидания самолет выруливает к телетрапу. “Наконец-то в отпуск”. Знакомо? Знакомо.
Между тем, эра подписей под фото вроде этой давно прошла. Красивыми закатами да чайками над волной уже никого не удивишь. А удивлять и вовлекать читателей хочется. Даже когда ты в отпуске. Даже когда тюленишь в изученной соотечественниками вдоль и поперек Турции. Что делать? Писать, конечно. Да так, чтобы ваши читатели будто с вами на соседнем лежаке солнечные ванны принимали. Ну ладно, про лежаки утрирую. Так, чтобы им тут же захотелось сорваться и поехать, поплыть, полететь вслед за вами. Или, наоборот, навсегда забыть о том кошмарном отеле, где вы ночами гоняли по номеру огромных американских тараканов.
Города и страны – одна из самых благодатных тем в Инстаграме, на которой можно успешно генерировать как полезный, так и развлекательный контент. Этому и будем учиться.
Здесь главная задача – не превратиться в Википедию и не скатиться до банального путеводителя.
Википедией народ пользоваться умеет. Путеводителей и без вас хватает. И самое главное, это ужасно скучно.
Нескучно, когда вы расскажете что-то такое, о чем Википедия помалкивает. Ну правда. Кому интересно, в каком году был построен Колизей и кто там сражался? Зато эта пафосная интернет-всезнайка точно не в курсе, какие запахи гуляют по улочкам Рима, где продают самые вкусные круассаны в Париже, и как в Таиланде сэкономить на аренде байка. Делитесь только своим опытом.
Берите на карандаш какие-то неочевидные факты о стране, которые вы узнали не из путеводителя, а от местных жителей.
Ну или обнаружили по своим наблюдениям. Если это удивило вас, скорее всего будет интересно и вашим читателям.
Например, вот этот мой пост про красную “Фанту” в Тае получил большой резонанс.
И помните про мостики из Урока 11? Вот вам еще пример, как любую информацию можно привязать к теме своего блога. Даже информацию из отпуска.
Чтобы продавать, надо искать нетривиальные ходы и изучать свою аудиторию.
С пристрастием изучать.
Не устаю повторять это на курсах копирайтинга.
И вот вам пример.
Однажды умные маркетологи Соса-Cola взорвали рынок Таиланда, выпустив красную «Фанту».
Никак не шли продажи газировки в этой стране.
И тогда в Королевстве появилась легенда, будто духи предпочитают именно этот сладкий напиток, так как красный цвет священен, защищает от болезней и зла.
Представляете, как взлетели продажи этих красных бутылочек? Не для питья их тайцы покупают. Они по-прежнему предпочитают натурпродукт ツ Покупают для подношения хранителям земли и очага. Теперь это обязательный атрибут домиков духов, что стоят у каждого строения.
Скажете, причём тут изучение целевой аудитории? Мол, наплели людям с три короба, они и поверили.
Да нет. На самом деле сотрудники Соса-Cola раскопали в архивах (!) интересные исторические сведения. В древности тайские буддисты подносили духам напиток из вываренной салаки, который был красного цвета. На этом факте и сыграли.
Теперь бутылочки с простой водой ставят только самые бедные тайцы. А большинство чтут ритуал и, ежедневно заходя в магазин, обязательно кладут в корзину угощение для духов. Население Таиланда – около 70 млн. Кто-нибудь возьмётся посчитать, сколько бутылочек продаётся в год благодаря этому гениальному маркетинговому ходу?
Некоторые удивительные факты можно для вовлечения аудитории уложить в пост-викторину или конкурс. Например, так я поступила, рассказывая об эвкалиптах Абхазии.
“Это неописуемо!” – сказала собака, глядя на баобаб. ツ Ну т.е. эвкалипт в данном случае.
Эвкалипты в Абхазии – это что-то! Они повсюду и о-о-очень огромные. И теперь эта страна у меня всегда будет ассоциироваться со смолисто-терпким, холодящим и светлым ароматом зеленых великанов. А вот стволы у них белые. Без коры. Я даже поначалу озадачилась, что с ними не так. Тем более перед поездкой читала, что экологи бьют тревогу, волнуясь за судьбу абхазских природных лекарей. И тогда мне рассказали легенду.
Она гласит, что давным-давно в горах Абхазии обитало множество коал. Однажды коалы настолько оголодали среди неприступных скал, что спустились на побережье теплого моря, куда их манил запах свежей листвы деревьев, буйно растущих в этих краях. Это и были эвкалипты.
И ждал бы их сытный и вкусный обед, если бы коалы не были столь нетерпеливы, что начали обгладывать по пути кору на стволах эвкалиптов. А кора была совсем не пригодна для питания – жесткая и невкусная. Но голодных коал это не остановило. И когда вся кора была съедена, они стали соскальзывать с голых гладких стволов вниз и в итоге все погибли от голода. С тех пор эти удивительные звери в Абхазии не водятся.
Эту легенду абхазы и сегодня вспоминают в поговорке “Если питаешься листьями, не грызи кору”. Мол, чуточку терпения на пути к цели, и все у тебя будет.
Но это всего лишь легенда. На самом деле причина наготы эвкалиптов более прозаична. Но тоже удивительна.
Внимание, вопрос знатокам! А вы знаете, почему они голые?
И тут я должна вас предостеречь еще от одной ошибки. То, что не надо корчить из себя гида и автора энциклопедии, вы уже поняли. Но и брать на себя роль подружки, вернувшейся с Сейшел, тоже не стоит.
Это уже про стиль.
Представьте, что ваша приятельница Маша возвращается из отпуска. Ей не терпится похвастать загаром и поделиться с вами впечатлениями. Она врывается на вашу кухню и берет вас в плен своих безудержных эмоций. И что вы слышите?
Городок симпатичный, отель достойный, море изумительное, горы волшебные, еда потрясающая, отдых незабываемый.
Ваш внутренний писатель как минимум должен поперхнуться от такой слащавой банальщины.
Обратите внимание, как безлики эти определения.
Какая картинка рисуется в голове, когда вы это читаете? НИ-КА-КОЙ.
- Будьте максимально конкретны
- Замечайте и передавайте в тексте яркие говорящие детали
- Осторожничайте с эпитетами и метафорами. Если образ прямо просится на бумагу, подумайте, не штамп ли это, раз так прытко пришел на ум
- Сопротивляйтесь желанию стать лириком в описании местных красот. Не отнимайте у поэтов хлеб и не разочаровывайте своих читателей
Любите в отпуске фотографировать еду? И в этом случае можно написать интересный пост, а не отделаться популярным хэштегом. Рассказывайте, что у вас в тарелке. Но только пусть это будет не просто название блюда и описание его на вкус.
На обед Том Ям – уточните, что на родине вряд ли получится приготовить настоящий тайский суп. Главное в нем правильные приправы: корень галангала, лист лимона и лемонграсс. Поди-ка отыщи их в России!
Пробуете мороженое с добавлением спагетти с сыром – расскажите, что такое странное лакомство есть только в меню кондитерской Heladeria Coromoto в Венесуэле.
Поищите интересное вокруг – присмотритесь, что едят люди за соседними столами. Расспросите официанта о вашем блюде, как его готовят. При возможности познакомьтесь с шеф-поваром или хозяином заведения. Что они расскажут о своей кухне? Что-то из этого обязательно выстрелит – даст вам зацепку для интересного поста.
Отдельным пунктом в фотоотчетах о путешествиях стоят люди. Местные жители, туристы, новые знакомые. Для таких фото, которых мы с мужем привозим из путешествий немало, у меня всегда есть план действия. Я смотрю на человека или людей, запечатленных на снимке, и спрашиваю себя: что заставило меня достать из сумки айфон или мужа расчехлить фотоаппарат и нажать на кнопку. Необычная одежда, интересное лицо, странные действия… И просто записываю ответ. А потом уже из этой записи рождается текст.
Так было, например, с фотографией буддийских монахов. Они попали мне в кадр в момент, когда шли по территории храма с котомками фруктов. И под снимком я рассказала о том, что они не едят после полудня, что полноценный прием пищи у них всего один – завтрак. А перед 12 часами что-то вроде фруктового перекуса.
Общайтесь с людьми. Старайтесь вылезти из натянутого вам гидами туристского скафандра. Разговаривайте со всеми, с кем получится. Это ваш шанс познать настоящую, нетуристическую жизнь страны или города.
Если вам захочется подвести какой-то итог своему путешествию, поделиться с читателями выводами, подходите и к этому делу так же оригинально. Не пишите, как это делают все, “понравилось – рекомендую”.
Лучше составьте свой топ-10 самых ценных мгновений путешествия. Или напишите о пяти причинах вернуться в то место, где вы побывали. Или же о пяти причинах никогда не возвращаться, если вам не понравилось.
Берите на вооружение юмор. Подведите забавные итоги в цифрах: килограммах, литрах и километрах.
Сколько килограммов креветок съели, сколько купальников выгуляли, сколько литров чешского пива выпили.
Всегда помните, что ваши тексты будут интересны читателям только тогда, когда вам интересно то, о чем вы пишете. Для постов из путешествий это относится на все 200%.
В конце этого урока не буду помещать памятку, как отредактировать текст перед публикацией.
Напомню лишь два важных момента. Потому что именно они зачастую портят эмоциональные тексты из путешествий.
- Не "украшайте" текст многочисленными "отпускными" смайлами: солнышко, пальмочка, волна, цветочки. От этого ваш текст не становится ни красивее, ни эмоциональнее. Только лишь глупее и тяжелее для восприятия. Можно ставить некрупные геометрические эмодзи в качестве маркеров для списка. В теле поста допускается 1-2 смайла для выражения эмоций. Не более.
- Не усердствуйте с восклицательными знаками. Помните, что точка однозначно убедительней. Всегда. 1-2 для поста в 2000 знаков – более чем достаточно. И уж точно не так вот!!! Множественные восклицания вызывают только одну эмоцию – раздражение. Так и хочется парировать автору: Не надо на меня кричать! Все эмоции, которые вы хотите вызвать у читателя, нужно учиться передавать словами.
На этом всё. Теперь ваша очередь рассказывать нам о городах и странах.
Когда там у вас отпуск намечается? ツ