Отработав в медиасреде больше 20 лет, я усвоила четко: в журналистике нельзя растекаться мыслью по древу. Надо работать оперативно и помнить, что газета и эфир не резиновые. Это здорово приучает писать коротко и ясно. Так, чтобы каждое предложение несло смысл и было понятно читателю.

Поначалу мое эго частенько возмущалось. Как это выбрасывай это предложение? Без него нельзя! Что значит, не влазит последний абзац, убирай? И так уже не текст, а обрубок! Мне потребовалось несколько лет, чтобы понять всю прелесть лаконичности и поймать настоящий кайф, шлифуя каждую строчку до блеска.

Сейчас навык писать кратко необходим не только журналистам, а вообще всем, кто хочет быть услышанным. Ничего не поделаешь — пришла эпоха социальных сетей и «клипового мышления».

В эпоху Антона Павловича Чехова о таком термине, означающем особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, слыхом не слыхивали. Но именно Чехов носит звание Мастера короткого рассказа. Вы же помните его знаменитую фразу «Краткость — сестра таланта»? Краткость и содержательность в одном флаконе. Вот он — неподражаемый чеховский почерк. Писатель умел в одном эпизоде изобразить жизненную драму и уместить содержание романа в небольшой рассказ. Но и на этом не останавливался.

Говорил Бунину: «По-моему, написав рассказ, следует вычеркивать его начало и конец.
Тут мы… больше всего врем… И короче, как можно короче надо писать».

Надо писать короче. Вот только получается не у всех.
— У одного не выходит, потому что берется одним текстом объять необъятное.
— Другой долго запрягает и никак не перейдет к сути.
— Третий не может подобрать точные слова и без конца переливает из пустого в порожнее.
— Четвертый постоянно уклоняется от темы и уводит читателя не в ту степь.
Итог один — текст затянут и не цепляет. Знакомо?

Представьте, что вы спрашиваете приятеля, чем он занимается, а в ответ тот принимает позу пафосного спикера на трибуне конгресса по проблемам мировой экономики. Что вы подумаете о нем? А ведь чаще всего именно так и выглядят тексты о бизнесе.

  • У меня праздничное агентство. О чем писать? Ну, конечно, об ивенте и моем далеко не последнем месте в этой нише. «Наша студия развлечений — надежный партнер в организации вашего досуга уже более 10 лет…» Бла-бла-бла на пять абзацев.
  • Я шью женскую одежду. О чем писать? О моих сногсшибательных вещах. «Все вещи я шью исключительно из дорогих итальянских тканей по модным лекалам на основе последних тенденций в мире фэшн-индустрии…» Извините, но вы пока не Коко Шанель, а Маша Курочкина. Можно короче и конкретней?

Не можно, а нужно! Что для этого делать? Например, использовать технику, которую я называю «Пазлы».

Представьте свое дело или увлечение в виде большого красивого панно, состоящего из пазлов.
Панно — это ваша тема «обо всем сразу». Каждый пазл — маленький эпизод, из которых и складывается ваш и только ваш бизнес или хобби. Каждый день вынимайте из панно один пазл и пишите пост об одном эпизоде.

Как можно разложить на пазлы наши примеры.

  • Агентство праздников. Самые необычные клиенты в моей практике — пара поженилась в 80 лет / самый трогательный подарок, который мне приходилось видеть / однажды из-за форс-мажора я чуть не сорвала юбилей клиента / как я подбираю реквизит для торжества.
  • Пошив одежды. Вот это платье я шила больше месяца, потому что обошла кучу магазинов, пока нашла нужные пуговки / дизайн этой блузки я увидела во сне / с чего я начинаю работу над вещью / с какой тканью мне больше нравится работать.

И еще десятки, сотни, тысячи вариантов.

Когда мы работаем с эпизодом, а не с большой темой, нам легче писать по делу. Мы фокусируемся на определенной ситуации, перестаем вымучивать из себя супер-пупер профессионала и представляем, что просто хотим рассказать другу занимательную историю. И тут, словно по волшебству, мысли начинают окрашиваться в яркие цвета, наполняться конкретикой, чувствами и выливаться на страницу живыми словами. Текст выходит лаконичный и понятный. И читатель благодарен, и вам писать интересней.

ЗАДАНИЕ

Тема на выбор: Мой бизнес / мое хобби
Возьмите любой эпизод из темы. Случай, прием работы, точка зрения на какой-то вопрос.
Напишите не более 2000 знаков об этом, представляя, что беседуете с другом.
Старайтесь писать простыми предложениями.