Перейти к содержимому

NatalyaStrizh.ru

soul & word

Толстым ты можешь и не быть, но хорошо писать обязан

А что же все-таки кроется за этим загадочным и желанным для многих словосочетанием «хорошо писать»? Об этом и хочу сегодня поразмышлять. Но начну несколько издалека. Сама учу, что так делать не надо, но не могу в данном случае поступить иначе. Почему? Читайте и всё поймете.

50  5 оттенков «хорошо»

В минувший выходной случился у нас с супругом сезонный шоппинг. Зима-то не за горами — решили новый пуховичок мужу присмотреть. Надо сказать, что мы оба это дело не очень любим. Всегда жалко тратить драгоценное время на блуждания по магазинам. Но что делать. Надо. Приехали в торговый центр. Заходим в первый бутик.
Вот, смотри, этот вполне ничего — и цвет твой и длина, как ты хотел, и качество приличное. Примерь.
Надевает. Мне нравится. Сидит, как будто на него шили. Говорю: «Хорошо тебе. Давай, возьмем?«
А он нос морщит: «Не то…».

Идем дальше. В одной из витрин внимание супруга привлек совсем не годный, на мой взгляд, образец мужской зимней одежды а ля «родственник с Севера».
«Во, — говорит, — хочу такой померить!«
«Хорошо», — соглашаюсь я и покорно бреду за мужем в примерочную. Надевает. Из зеркала на нас смотрит этакий боярин, только что вывалившийся из саней. «Бороду придется по грудь отпустить для завершения образа», — смеюсь я. Он улыбается, скидывает «меха» и мы идем дальше. «А в 40 градусов в нем было бы хорошо…», — не без иронии делает заключение только что несостоявшийся барин.

И тут мы встречаем знакомого. Слово за слово, и он сдает нам явки и пароли того самого места, где водятся «самые лучшие пуховики в мире». Идем туда. Пара-тройка примерок, и вот оно — счастье! Стильный, красивый и теплый пуховик нашел своего хозяина. Ну или наоборот. Главное, всего каких-то два часа поиска, и мы довольные отправляемся с обновкою домой. Еду, смотрю на суетливых прохожих и думаю: хорошо, а что было бы, если б не Андрей?…  «Хорошо, что Андрея встретили, — будто прочитал мои мысли дорогой, — А то бы точно весь день убили».

Такая вот история. Так к чему же я ее вам рассказала? Есть предположения? А вы посчитайте, сколько раз в этом рассказе я употребила слово «хорошо». Пять раз. И в каждом случае у него разное значение.

* Когда я говорю мужу, что пуховик ему хорошо, я имею в виду, что сидит он на нем так, как надо — красиво, правильно. И здесь «хорошо» — это наречие.

* Когда я говорю «хорошо, пойдем примерим», — это уже утвердительная частица, выражающая согласие.

* А заметив, что в пуховике в мороз будет хорошо, супруг имел в виду, что будет тепло, комфортно.
То есть он бы не мерз и получал от этого удовольствие. И здесь «хорошо» — ничто иное как безличная часть речи в значении сказуемого.

* В четвертом случае — «хорошо, а что было бы…» — это вводное слово в значении «допустим», «ладно», «пусть так».

* А в последнем случае «хорошо» — снова предикатив (безличная часть речи), но уже в значении «очень удачно», «кстати».

«Хорошо» — это не «отлично»?

Ну согласитесь же, поистине велик и могуч он, наш язык! Одно слово, а столько значений, столько способов выразить свои чувства, донести мысли, поделиться эмоциями. И всякий раз, когда я слышу или читаю чей-то восторженный комментарий «как же он (она) хорошо пишет», мне всегда хочется узнать, что именно человек имеет в виду. Чем написанное ему так пришлось по душе.  Или это «хорошо» всего лишь на «четверочку» тянет? И тут уж точно, как с пуховиком 🙂 Кому-то нравится в тексте одно (пуховик красивый — текст понятный), кому-то другое (пуховик теплый — текст эмоциональный), а кому-то третье (пуховик недорогой — текст полезный).

Поэтому само понятие «хорошо писать» весьма относительно. Один и тот же текст кому-то покажется шедевром, а кто-то плеваться станет. И со мной такое было. Да что там было, и сейчас случается. Например, некоторые программисты и медики считают мои тексты прямо-таки дилетантскими. Это потому что я их заумные термины пытаюсь объяснить простыми словами. Для людей, так сказать. Людям нравится, а им нет. Надо чтобы «по-умному».

И эта относительность во всем. В музыке то же самое. Вроде бы все певцы со слухом, с голосом. Но одних слушал бы и слушал, а от завывания других уши заткнуть хочется. Кто-то в музее от картины глаз оторвать не может, а другой ценитель искусства мимо пройдет и не заметит.

«Хорошо писать» — это…

Так что же, скажете вы, если все так оценочно, то и критериев хорошего текста не существует?
Есть критерии. При этом неважно для какой цели пишется текст — проинформировать, обучить, развлечь, продать. Основные критерии едины для любого текста. Писать хорошо — значит:

* писать просто (легко для восприятия)
* ясно (очевидно для читателя)
* структурно (по горизонтали и вертикали)
* образно (красочно, наглядно)
* и по делу.

Вот те показатели, без которых хоть в копирайтинге, хоть в блоггинге, хоть в художественной литературе текст хорошим не назовешь.

Конечно, кроме этих пяти свойств хорошего текста, перечисленных выше, в каждом из направлений и жанров есть свои особые критерии, по которым можно судить о профессионализме автора. Например, блогеру никак не обойтись без четко обозначенной авторской позиции в тексте. Пространные рассуждения на какую-либо тему без личного отношения к проблеме мало кому будут интересны. Да и вообще за каждым хорошим текстом стоит личность автора. Ее видно, слышно ее голос. И тогда текст интересен, он отличается от других. И такие тексты читают.

В художественной литературе очень важно владеть искусством сюжетосложения. Говорят, что очень часто отсутствием оного страдают журналисты, взявшиеся за книги. Они хорошо чувствуют ритм фразы, знают, что нельзя дважды в одном предложении ставить слово «был». А вот в сюжетосложении — сплошные изъяны и провалы. То финал из произошедшего не вытекает логически, то экспозиция слишком затянута. Всему надо учиться.

Кстати, о художественной литературе. Не так давно вступила в полемику с молодым человеком. Вот начало нашего разговора.

толстым ты можешь и не быть
Парень увидел, чем я занимаюсь, и решил доказать мне, что я страдаю «фигней» и развожу людей на деньги. Его позиция понятна — научиться писать, как Толстой, невозможно, а если ты не пишешь, как он, ты не писатель. Что ж, это его личное мнение и оно имеет право на существование. Жаль, так и не удалось убедить человека, что нет у меня задачи взращивать толстых и пушкиных. Моя миссия в другом — помочь людям просто, ясно, интересно и грамотно излагать свои мысли. Не обязательно, чтобы стать известным писателем, хотя почему бы и нет. Просто в наше время эти навыки нужны, да нет, просто необходимы всем. Потому что хорошо писать сегодня — значит, быть успешным. Если уж взялся за перо/клавиатуру, будь добр писать так, чтобы от этого выигрывали все. И читатель получал, что хотел, и тебя от гордости за свою работу распирало. А иначе зачем?
И да, писательские навыки, безусловно, можно развить. Если бы я не была в этом убеждена, моих обучающих программ просто не было бы. Вы знаете, мне очень нравится одно высказывание Галилео Галилея. Он сказал:

Человека ничему нельзя научить; можно лишь помочь ему открыть это в себе.

Мне очень импонируют эти слова, потому что я тоже считаю, что все мы приходим в этот мир с огромным потенциалом творчества. Наш долг перед Вселенной и Богом раскрыть этот потенциал. И если вы чувствуете, что ваше творческое начало лежит в плоскости писательства, вы просто не сможете жить в согласии с собой, пока не дадите волю своему желанию. По большому счету, я не учу писать. Я учу познавать себя в писательстве. И даю для этого нужные инструменты.

P.S. Друзья! Если вам понравилась статья, нажмите на любую из кнопок внизу, чтобы поделиться ею в социальных сетях. Это будет ваша лучшая благодарность за мою работу. Спасибо!

Вы знаете, с кем поделиться ツ
[uptolike]

Понравилась статья?

Подпишитесь, чтобы каждый месяц получать актуальный дайджест самых интересных записей блога

Нажимая кнопку «Подписаться»,
вы принимаете политику конфиденциальности