Перейти к содержимому

Толстым ты можешь и не быть, но хорошо писать обязан

наташа.

Наталья Стриж, основатель студии 
рубрика: Творчество

Здравствуйте, дорогие читатели! Хочу сегодня поговорить с вами о том, что же все-таки кроется за этим загадочным и желанным для многих словосочетанием «хорошо писать». Но начну несколько издалека. Сама учу, что так делать не надо, но не могу в данном случае поступить иначе. Почему? Читайте и всё поймете.

50  5 оттенков «хорошо»

В минувший выходной случился у нас с супругом сезонный шоппинг. Зима-то не за горами — решили новый пуховичок мужу присмотреть. Надо сказать, что мы оба это дело не очень любим. Всегда жалко тратить драгоценное время на блуждания по магазинам. Но что делать. Надо. Приехали в торговый центр. Заходим в первый бутик.
Вот, смотри, этот вполне ничего — и цвет твой и длина, как ты хотел, и качество приличное. Примерь.
Надевает. Мне нравится. Сидит, как будто на него шили. Говорю: «Хорошо тебе. Давай, возьмем?«
А он нос морщит: «Не то…».

Идем дальше. В одной из витрин внимание супруга привлек совсем не годный, на мой взгляд, образец мужской зимней одежды а ля «родственник с Севера».
«Во, — говорит, — хочу такой померить!«
«Хорошо», — соглашаюсь я и покорно бреду за мужем в примерочную. Надевает. Из зеркала на нас смотрит этакий боярин, только что вывалившийся из саней. «Бороду придется по грудь отпустить для завершения образа», — смеюсь я. Он улыбается, скидывает «меха» и мы идем дальше. «А в 40 градусов в нем было бы хорошо…», — не без иронии делает заключение только что несостоявшийся барин.

И тут мы встречаем знакомого. Слово за слово, и он сдает нам явки и пароли того самого места, где водятся «самые лучшие пуховики в мире». Идем туда. Пара-тройка примерок, и вот оно — счастье! Стильный, красивый и теплый пуховик нашел своего хозяина. Ну или наоборот. Главное, всего каких-то два часа поиска, и мы довольные отправляемся с обновкою домой. Еду, смотрю на суетливых прохожих и думаю: хорошо, а что было бы, если б не Андрей?…  «Хорошо, что Андрея встретили, — будто прочитал мои мысли дорогой, — А то бы точно весь день убили».

Такая вот история. Так к чему же я ее вам рассказала? Есть предположения? А вы посчитайте, сколько раз в этом рассказе я употребила слово «хорошо». Пять раз. И в каждом случае у него разное значение.

* Когда я говорю мужу, что пуховик ему хорошо, я имею в виду, что сидит он на нем так, как надо — красиво, правильно. И здесь «хорошо» — это наречие.

* Когда я говорю «хорошо, пойдем примерим», — это уже утвердительная частица, выражающая согласие.

* А заметив, что в пуховике в мороз будет хорошо, супруг имел в виду, что будет тепло, комфортно.
То есть он бы не мерз и получал от этого удовольствие. И здесь «хорошо» — ничто иное как безличная часть речи в значении сказуемого.

* В четвертом случае — «хорошо, а что было бы…» — это вводное слово в значении «допустим», «ладно», «пусть так».

* А в последнем случае «хорошо» — снова предикатив (безличная часть речи), но уже в значении «очень удачно», «кстати».

«Хорошо» — это не «отлично»?

Ну согласитесь же, поистине велик и могуч он, наш язык! Одно слово, а столько значений, столько способов выразить свои чувства, донести мысли, поделиться эмоциями. И всякий раз, когда я слышу или читаю чей-то восторженный комментарий «как же он (она) хорошо пишет», мне всегда хочется узнать, что именно человек имеет в виду. Чем написанное ему так пришлось по душе.  Или это «хорошо» всего лишь на «четверочку» тянет? И тут уж точно, как с пуховиком 🙂 Кому-то нравится в тексте одно (пуховик красивый — текст понятный), кому-то другое (пуховик теплый — текст эмоциональный), а кому-то третье (пуховик недорогой — текст полезный).

Поэтому само понятие «хорошо писать» весьма относительно. Один и тот же текст кому-то покажется шедевром, а кто-то плеваться станет. И со мной такое было. Да что там было, и сейчас случается. Например, некоторые программисты и медики считают мои тексты прямо-таки дилетантскими. Это потому что я их заумные термины пытаюсь объяснить простыми словами. Для людей, так сказать. Людям нравится, а им нет. Надо чтобы «по-умному».

И эта относительность во всем. В музыке то же самое. Вроде бы все певцы со слухом, с голосом. Но одних слушал бы и слушал, а от завывания других уши заткнуть хочется. Кто-то в музее от картины глаз оторвать не может, а другой ценитель искусства мимо пройдет и не заметит.

«Хорошо писать» — это…

Так что же, скажете вы, если все так оценочно, то и критериев хорошего текста не существует?
Есть критерии. При этом неважно для какой цели пишется текст — проинформировать, обучить, развлечь, продать. Основные критерии едины для любого текста. Писать хорошо — значит:

* писать просто (легко для восприятия)
* ясно (очевидно для читателя)
* структурно (по горизонтали и вертикали)
* образно (красочно, наглядно)
* и по делу.

Вот те показатели, без которых хоть в копирайтинге, хоть в блоггинге, хоть в художественной литературе текст хорошим не назовешь.

Конечно, кроме этих пяти свойств хорошего текста, перечисленных выше, в каждом из направлений и жанров есть свои особые критерии, по которым можно судить о профессионализме автора. Например, блогеру никак не обойтись без четко обозначенной авторской позиции в тексте. Пространные рассуждения на какую-либо тему без личного отношения к проблеме мало кому будут интересны. Да и вообще за каждым хорошим текстом стоит личность автора. Ее видно, слышно ее голос. И тогда текст интересен, он отличается от других. И такие тексты читают.

В художественной литературе очень важно владеть искусством сюжетосложения. Говорят, что очень часто отсутствием оного страдают журналисты, взявшиеся за книги. Они хорошо чувствуют ритм фразы, знают, что нельзя дважды в одном предложении ставить слово «был». А вот в сюжетосложении — сплошные изъяны и провалы. То финал из произошедшего не вытекает логически, то экспозиция слишком затянута. Всему надо учиться.

Кстати, о художественной литературе. Не так давно вступила в полемику с молодым человеком. Вот начало нашего разговора.

толстым ты можешь и не быть
Парень увидел, чем я занимаюсь, и решил доказать мне, что я страдаю «фигней» и развожу людей на деньги. Его позиция понятна — научиться писать, как Толстой, невозможно, а если ты не пишешь, как он, ты не писатель. Что ж, это его личное мнение и оно имеет право на существование. Жаль, так и не удалось убедить человека, что нет у меня задачи взращивать толстых и пушкиных. Моя миссия в другом — помочь людям просто, ясно, интересно и грамотно излагать свои мысли. Не обязательно, чтобы стать известным писателем, хотя почему бы и нет. Просто в наше время эти навыки нужны, да нет, просто необходимы всем. Потому что хорошо писать сегодня — значит, быть успешным. Если уж взялся за перо/клавиатуру, будь добр писать так, чтобы от этого выигрывали все. И читатель получал, что хотел, и тебя от гордости за свою работу распирало. А иначе зачем?
И да, писательские навыки, безусловно, можно развить. Если бы я не была в этом убеждена, моих обучающих программ просто не было бы. Вы знаете, мне очень нравится одно высказывание Галилео Галилея. Он сказал:

Человека ничему нельзя научить; можно лишь помочь ему открыть это в себе.

Мне очень импонируют эти слова, потому что я тоже считаю, что все мы приходим в этот мир с огромным потенциалом творчества. Наш долг перед Вселенной и Богом раскрыть этот потенциал. И если вы чувствуете, что ваше творческое начало лежит в плоскости писательства, вы просто не сможете жить в согласии с собой, пока не дадите волю своему желанию. По большому счету, я не учу писать. Я учу познавать себя в писательстве. И даю для этого нужные инструменты.

P.S. Друзья! Если вам понравилась статья, нажмите на любую из кнопок внизу, чтобы поделиться ею в социальных сетях. Это будет ваша лучшая благодарность за мою работу. Спасибо!

Понравилась статья?

Подпишитесь, чтобы каждый месяц получать актуальный дайджест самых интересных записей блога

Мы не спамим. Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.