Перейти к содержимому

NatalyaStrizh.ru

soul & word

Ирония “Иронии судьбы…”

Каждый год 31 декабря мы… Нет, не ходим в баню. Смотрим “Иронию судьбы, или С легким паром”.
И вот ведь ирония – уже знаем наизусть каждое слово, а все равно, перещелкивая каналы в последние часы уходящего года, останавливаем свой выбор на компании старого холостяка Жени Лукашина, красивой учительницы русского языка Нади Шевелевой и импозантного, но такого несчастного Ипполита.

К черту премьеру голливудского блокбастера по кабельному! И новые-старые песни от народных и заслуженных настроения как-то не добавляют. А вот вместе с этим – “Со мною вот что происходит…” – в дом входит то самое едва уловимое ожидание чуда, без которого Новый год – не праздник. Так что еще не известно, что хуже: Новый год без “Иронии” или Новый год без “Оливье”.

Мы давно уже не бросаемся к экрану и не залипаем на две серии, боясь пропустить самое интересное.
Мы режем салаты, печем утку с яблоками, ваяем заливную рыбу, искренне надеясь, что это будет именно она, а не “какая гадость, какая гадость…”. Звоним и пишем смс-ки родным, пока еще бой курантов не “заглушил” эфир сотовых операторов. Наряжаем елку и наряжаемся сами. Накрываем стол. Отправляем фотки с шампанским и ананасами в Инстраграм. Гоняем кота, не желающего понимать фразу “Вот сядем за стол, тогда получишь свою вкусняшку”. И краем глаза, краем уха:

ironiya_ironii_sudbyi_strizh

Что для меня “Ирония”? Это чудесная музыка Таривердиева. Это проникновенные стихи Ахмадулиной, Цветаевой, Кочеткова. Это незабываемые моменты предвкушения праздника из моего детства. Бумажные фонарики, уличные гирлянды. Живая елка в квартире. “Макушечку мне дай, пожалуйста”…

И знаете, мне совершенно плевать, что там говорят нынешние адепты западного психоанализа. Наткнулась тут на рассуждения одного из них – волосы дыбом. Это насколько нужно быть больным на голову, чтобы увидеть в этой невинной сказке для взрослых фрейдовскую историю про озабоченного главного героя,
“с подавленной сексуальностью в силу инцестуозных запретов и отработанной в детстве фантазии об обладании матерью” и “однополую гомоэротическую компанию”, привязанность к которой показывает “принципиальную неготовность Лукашина к глубоким и длительным гетеросексуальным отношениям”.

Хочется сказать одно. Уважаемые психоаналитики, вы, конечно, очень умные, но такие дураки. А иначе, почему в погоне за желанием быть в тренде, а это сейчас настоящий мейнстрим – рассказать, за что ты ненавидишь “Иронию” – вы готовы отказаться от светлой веры  в чудо, которое может случиться с каждым? Как вы живете-то с этим своим психоанализом по Фрейду? Впрочем, вопросы, скорее, риторические, коли желая выглядеть образованными, вы готовы опуститься до скотского уровня, напрочь отбрасывая все человеческое и духовное. Жалко мне вас.

Про что этот фильм лично для меня?

Про колею. Про ту самую, о которой пел Высоцкий.

Живет в столице хороший врач и хороший, наверное, человек Женя Лукашин. Не урод, но и красавцем назвать трудно. Недотепа на вид, но совсем не дурак – хирург все же да и Пастернака поет.
Живет с мамой в свои 36, во всем ее слушается и собирается жениться, потому что уже совсем пора…
По всем разумным соображениям хорошая девочка Галя, такая симпатичная и практичная, вполне подходит.

А в Ленинграде живет хорошая учительница и тоже, наверное, хороший человек Надя. Которая собирается замуж, потому что и у нее годы летят. Потому что устала быть на вторых ролях у женатого. Потому что страшно остаться одной. Потому что подвернулся очень положительный и по всем статьям подходящий Ипполит.

И вот тут происходит та самая случайность, которая не меняя декораций, меняет взгляд на происходящее в них. На первый план выступают совсем другие детали, которые раньше задвигались в тень. Чем может обернуться эта нелепая ситуация для двух без пяти минут семейных пар? Любой трезвомыслящий человек видит только одно развитие сюжета: не будет и-за одной случайности все рушиться как карточный домик.
А именно это и происходит в “Иронии”. И наблюдая за развитием взаимоотношений Жени и Нади, мы видим, как проясняется их настоящее отношение к партнерам – Гале и Ипполиту. Как от идеи “синицы в руке” идет восхождение к хайамовскому “и лучше будь один, чем вместе с кем попало”.

Финал открыт. В нем есть намек на то, что отношения Нади и Жени будут продолжаться, но по большому счету это уже не так и важно. Главное, мы верим, что герои уже никогда не станут прежними.
Не будут катиться по чужой колее. Не вернутся к людям, которых они не любят.

Вторая часть “Иронии” покажет, что мы ошибались. Жизнь рассудила иначе. Но любовь пусть и через много-много лет возьмет свое. И у сказки будет счастливый конец. В который мы верим еще в тот момент, когда умудренная жизнью мама Жени говорит: “Поживем – увидим”…

 

Понравилась статья?

Подпишитесь, чтобы каждый месяц получать актуальный дайджест самых интересных записей блога

Нажимая кнопку «Подписаться»,
вы принимаете политику конфиденциальности