Перейти к содержимому

NatalyaStrizh.ru

soul & word

«Без внятного ТЗ результат ХЗ».
И снова все о нем

Бриф. Уж сколько о нем сказано… 

Но копирайтеры меня поймут: на некоторых заказчиков это слово до сих пор действует похлеще красной тряпки для быка. За примером далеко ходить не надо.

На днях договариваюсь с новым клиентом на написание трех продающих текстов на сайт. Довольно раскрученная компания по интерьерным работам. И сайт у них хороший – современный с отличным дизайном, неплохим юзабилити.

А вот тексты – мягко скажем, не очень. Директор ситуацию понимает, иначе не обратился бы ко мне. И вот вроде бы все детали обговорили, обо всем договорились. Я ему пишу: хорошо, вот вам вопросы для продающего текста, жду ответы и начинаю работать. И тут началось!

А зачем это нам? А без этого вы не можете? Вы же профессионал, вы же на этом деле «собаку съели»! И вообще ответы на эти вопросы в наших текстах не нужны.

Объясняю, что эта информация нужна мне, чтобы глубже погрузиться в тему, провести маркетинговый анализ. Отвечает: понял, подумаем. Думают до сих пор, и уверена, уже  ничего «не придумают».

Какой бриф – такой и креатив

Как бы в этой ситуации поступил начинающий копирайтер? Скорее всего, он написал бы еще одно письмо или позвонил – ладно, мол, уговорили, не хотите бриф, я так напишу. И написал бы. Даже могу допустить, что заказчик этот текст принял бы. Только вероятность того, что он начнет продавать, равна нулю. Ну невозможно вот так, с лёту, написать хороший продажник!

Одно мой несостоявшийся клиент заметил верно. Да, я считаю себя профессионалом, а потому никогда не подпишусь на это дело – создать любой, тем более продающий, текст для незнакомой отрасли без брифа. Нет, разумеется, у меня есть постоянные заказчики, бизнес которых я уже изучила настолько хорошо, что могу писать и без ТЗ. Мне в двух словах объясняют, что нужно, и я делаю. Но и в этом случае без каких-то уточняющих вопросов в процессе работы, как правило, не обходится.

Аспирин на все случаи жизни?

Вот представьте, пришли вы на прием к врачу. Неважно с чем, допустим, голова болит. Он начинает вас расспрашивать, что да как. А вы ему: доктор, зачем это все, дайте мне таблетку, и я пойду. Смешно? А ведь нам, чтобы помочь вашему бизнесу – выписать правильную микстуру, нужно тоже сначала диагноз поставить.

Да хоть и любое другое дело взять. Что строители дома без чертежей и проектов строят? А швея вам в ателье пальто на свой вкус и по своим меркам сошьет? Почему же работа копирайтера считается каким-то аморфным делом, не требующим серьезного документального фундамента?

Конечно, я понимаю, что некоторым людям на самом деле трудно сесть и написать ответы. Не потому что они не умеют формулировать мысли или вообще никогда и ничего в своей жизни не писали, хотя и этот вариант не исключен. Банально времени может не хватать. Поэтому я всегда предлагаю, если это возможно, ответить на мои вопросы по телефону. Я сама заполняю бриф, высылаю на согласование и, получив «Ок» в ответ, начинаю работать. И мне легче, и заказчик может быть уверен, что на выходе его не будет ждать сюрприз из разряда «это не про нас».

Так что, дорогие клиенты, вы должны понять, что бриф – это не прихоть копирайтера и не показатель его непрофессионализма (спрашивает – значит сам не знает), а как раз наоборот! Страшен не бриф, а его отсутствие.

P.S. Да, и вот еще что. Может ли существовать один бриф на все тексты и для всех клиентов? Мое мнение – нет. Вы не найдете у меня на сайте файла, который обычно копирайтеры предлагают сразу же скачать и заполнить. Для каждого клиента я готовлю специальный опросник исходя из задачи и изначально имеющейся у меня маркетинговой информации. В этом случае в брифе просто нет лишних вопросов, крадущих время заказчика.

На этом, пожалуй, все. Взаимовыгодного вам сотрудничества!