Напрасные слова

Их называют по-разному: избыточными, лишними, словами-паразитами. Но суть одна — это те слова, которые усложняют восприятие текста, наводя на него туман и добавляя лишнего веса. Читатель вынужден бродить по строкам в поисках истины, то и дело натыкаясь на пустышки. Они на самом деле пусты и бесполезны, потому что не содержат каких-либо данных. Главная цель любого текста — донесение информации. И если человеку нужно приложить усилия, чтобы эту информацию добыть, в лабиринтах авторской мысли уловить смысл написанного, такой текст содержательным и, как следствие, интересным он не назовет.

Прежде всего это касается деловых, информационных текстов, в том числе постов в социальных сетях. Но даже в этих жанрах, не говоря уж о художественных, некоторые приемы семантической избыточности применяются намеренно для решения определенных стилистических задач. Об этом тоже забывать не стоит. Например, лексический повтор. Любой вид такого повтора (анафора, анадиплозис, эпифора, симплока) используется авторами для придания тексту большей экспрессивности. Иногда именно эти приемы помогают акцентировать внимание читателя на важном. Умело пользоваться такими приемами учит «Алхимия текста», а сегодня речь именно о вредоносной стороне речевой избыточности.

Я выделила пять видов словесных паразитов, которые, на мой взгляд, оказывают наиболее пагубное влияние на лаконичность текста.

1. Вводные слова, которые никуда не ведут, а вводят в заблуждение. Почему в заблуждение? Потому что вводя в текст эти самые слова, мы как бы пытаемся вроде бы, так сказать, приблизить, возможно, наш текст к разговорному, грубо говоря, языку, для того чтобы создать, по крайней мере, видимость читабельного текста. Но в том-то и дело, что письменная речь отличается от устной чистотой звучания. И все эти как бы, возможно и так сказать не добавляют ей привлекательности и простоты.

2. Усилители. С ними все, как с дорогим мороженым в красивой упаковке. Хочется попробовать, но усилители вкуса в составе это желание отбивают. Когда продукт хорош сам по себе, никакие усилители ему не нужны. Абсолютно честно вам говорю, что они реально в тексте очень лишние. Их на самом деле можно стопроцентно смело выбрасывать, совершенно вообще не задумываясь. Отредактируете два последних предложения?

3. Паразиты времени. Здесь избыточность возникает, когда автор пишет о событиях в настоящем времени и пытается сообщить об этом читателю. Но ведь это и так понятно, если в тексте нет отсылки в прошлое — вчера, на прошлой неделе, в 20 веке; или в будущее — завтра, на следующей неделе, через десять лет. Поэтому совершенно нездоровая на сегодняшний день привычка многих авторов писать в наши дни эти уточнения ничего, кроме раздражения, в современном мире не вызывает. Сможете то же самое уместить в 5 слов?

4. Модальные глаголы. Это бич рекламных и информационных текстов. Глаголы возможности и намерения лишают уверенности тексты, которые априори должны эту уверенность внушать через каждое слово. Особенно это важно в копирайтинге. Вы можете прочитать этот мой совет, и, если захотите, постараетесь не использовать эти слова в своих текстах.

5. Союзы. Когда их много, они не способствуют дружбе читателя с текстом. Неправильное и избыточное употребление союзов проявляется в различных случаях. Иногда это плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов) — однако тем не менее. Иногда это повторение частицы «бы» в придаточных предложениях, когда получаются множественные сочетания — чтобы… бы, если бы… бы. Эти сочетания придают тексту разговорный характер. Иногда это загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений: Я считаю, что эта ошибка настолько распространена, что необходимо обратить внимание на то, что она мешает понимать причинно-следственную связь в предложении.

Вот та, совсем не великолепная пятерка напрасных слов, на которую я хочу обратить ваше внимание. Избавляйтесь от них. Избавляйте свои тексты от мусора, а читателя от необходимости искать в нем драгоценное зерно СМЫСЛА.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *