10 правил настоящего сторителлинга

Сторителлинг. 😨 Что это за жанр такой?
Любой интересный текст — это сторителлинг?

После публикации в одной из соцсетей поста о силе сторителлинга,  я получила с десяток подобных вопросов и сегодня разом отвечу на все.

Сторителлинг — это никакой не жанр. И если где-то кто-то сказал вам обратное, значит, человек не разбирается в теме. Само слово «сторителлинг» переводится как рассказывание историй. То есть это прием, формат общения с аудиторией, искусство, если хотите, но не жанр. А вот в рамках сторителлинга жанры могут быть разные — очерк, житейская история, сказка, легенда, притча и даже анекдот. И есть одно самое главное правило, которое характеризует сторителлинг и объединяет все эти жанры — обязательное наличие СЮЖЕТА. Поэтому эссе с размышлениями, описательная зарисовка, интервью, будь они трижды интересно написаны — это не сторителлинг.

А теперь еще 10 правил, без которых не обойтись хорошему рассказчику.

1/ И первое: придумывайте сюжет заранее. Вот это вот — «начну, а там как пойдет» — здесь не работает.

2/ У любой истории в сторителлинге должна быть цель.

Прежде чем начать писать и создавать сюжет вы должны четко знать, зачем. Что вы хотите донести своей историей до читателя. У любой сказки, рассказанной нам в детстве, была цель. Например, научить нас различать добро и зло. Помните? Сказка ложь, да в ней намек — добру молодцу урок. Так и в бизнесе. Конечная цель ваших интересных историй — популяризация и продажа товара или услуги. А цель какой-то конкретной истории в каждом случае может быть разной — вызвать смех, слезы; сыскать поддержку; развить дискуссию. Но, заметьте, все эти цели подчинены одной общей — разбудить в человеке эмоции.

3/ Еще одно важное правило.

Если у истории есть сюжет, значит, должен быть и герой сюжета. Без героя в сторителлинге никак. И это не обязательно должен быть человек. Мы знаем сколько угодно примеров в рекламе, когда в качестве героя выступают сами товары или предметы, части тела, для которых эти товары предназначены. «Очеловеченное» средство для мытья полов Mr. Proper. Заложенный нос из рекламы капель от насморка.

4/ Действие.

Без движухи ваша история будет лишь жалким подобием сторителлинга. По закону любого сюжетного жанра герой проходит три этапа: отправная точка (что есть сейчас), кризис (вызов, проблема, неожиданность) и решение (итог). Вспомните любой фильм, любую приключенческую книгу — сюжет всегда строится по этому принципу.

5/ Не усложняйте сюжет.

Это в каком-нибудь триллере или детективе нужно всех запутать, убедить в том, чего нет, а потом в конце: опа — «вон оно чё, Михалыч». А в бизнес-сторителлинге все должно быть понятно даже школьнику. Никаких витиеватых ходов и недомолвок. Читатель должен глотать ваш текст на одном дыхании. И понимать все, что ему пытаются сказать.

6/ Отсюда еще одно правило.

Никаких специальных терминов и только вам понятного сленга. Язык историй должен быть максимально прост, будто вы рассказываете историю другу. Такой, как в сказках или анекдотах. Приличных анекдотах. Крепким словцом клиента нынче не удивишь, а вот оттолкнуть — запросто. Если, конечно, ваша ЦА не та, для которой обсценная лексика — норма и стиль жизни.

 

199348

7/ Еще одно правило, касающееся сюжета.

Ведите свой рассказ по принципу «скользкой горки». Посадили читателя в начале на саночки и он катится-катится-катится и даже не думает оглядываться назад. То есть ведите последовательное повествование без каких-либо отсылок в начало или середину текста.

8/ Уделяйте внимание второстепенным деталям.

Именно они создают атмосферу присутствия и иногда крепко врезаются в память. Например, если вы занимаетесь организацией свадеб, то наверняка сталкиваетесь с тем, что трудно находить новые слова, каждый раз описывая похожие события. А если всякий раз абстрагироваться от «большого» и больше обращать внимание на какие-то детали, которые на первый взгляд кажутся незначительными? Ваши истории засияют новыми красками.

Однажды мне довелось присутствовать на торжестве, которое было устроено в стиле вестерна, и одна из подружек невесты подарила молодым медвежонка в костюме ковбоя, который сшила специально для этого случая. Плюшевый подарок мог стать отличным героем второго плана для отчетной истории этого вечера. Ведущие, мотайте на ус!

9/ Используйте юмор.

Люди любят посмеяться. А еще больше любят находить это свойство у других. Если бизнесмен рассказывает о своих неудачах с чувством юмора, легко потешаясь над собственными ошибками и просчетами, это очень сближает. Это не значит, что нужно рассказывать только веселые истории. Грустные, драматичные тоже работают. Но юмор — убойное оружие, которое просто грех не использовать.

10/ Ну и последнее правило.

Помните об эмоциях. Читатель должен радоваться и плакать вместе с вами. Пишите так, чтобы он узнавал себя в ваших героях, примерял на себя ситуации и обстоятельства. Приводите факты, с которыми он знаком. Изучайте боли и намерения вашей ЦА. Помните, если читатель примет вашу историю, он примет и вас.

Резюмирую.

Сторителлинг — это классный инструмент бесконтактных продаж. Истории работают. Главное, научиться их создавать. Потому что далеко не всё , что сегодня называют сторителлингом, является таковым на самом деле. Мне бывает очень и очень грустно, когда я вижу очередную тухлую бредятину под грифом «пример сторителлинга» на сайте какого-нибудь «гуру» копирайтинга.

А знаете почему так происходит? Потому что мало знать, ЧТО должно быть в настоящей истории. Гораздо важней — КАК сделать ее таковой. Это как с анекдотами. Два человека рассказывают один и тот же анекдот. Слушая первого, мы животы надрываем от смеха. А от рассказа второго в натянутой улыбке недоумеваем — а что тут смешного-то.

Сторителлинг не так прост, как кажется. В его основе лежит слияние журналистики (информационных жанров) и литературы (художественных жанров). И если человек плохо владеет словом — не умеет грамотно оперировать фактами и в то же время писать образно, не использует стилистические и лексические приемы, не осознан в писательстве — хорошего рассказчика из него, увы, не получится. Что значит «хорошего рассказчика»? А чтобы вот так: Класс! Отличные ребята, оказывается! Где тут у них кнопка «купить»?  smile

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *